Окжетпес Боровое

Легенда о горе Окжетпес

Боровое – легенда о горе «Окжетпес» (Стрелой не достать)

Величественная скала Окжетпес (в переводе на русский язык — не долетит стрела). Высота ее не превышает трехсот метров над уровнем моря. Она украшение берега озера Аулиеколь (Борового). По свидетельствам, об этой скале было сложено более шестнадцати легенд и сказаний.

При написании своей широкоизвестной поэмы «Кокшетау» поэт, государственный деятель Сакен Сейфуллин обращался к этим живительным источникам народного художественного творчества и придал им особый смысл, особое звучание. Великий поэт казахского народа, мастерски владея словом, сумел точно, талантливо передать суть легенды Окжетпес и она, по-новому озвученная им, стала символом любви и верности, женской чести и достоинства.

Древние мифы, легенды Казахстана, народный эпос, эпос батырыКазахские легендылегенды

О скале Окжетпес наиболее известны в народе пять легенд.

Хан Среднего жуза — Абылай

1. Великую Степь то и дело сотрясали большие и малые набеги монголов, джунгар, калмыков. Враги ее были беспощадны: разоряли аулы, угоняли скот, убивали мужчин и детей, брали в полон женщин и девушек, уводили их в рабство…

Грозный хан Среднего жуза — Абылай нередко наказывал обидчиков, давал им понять, что посягательство на Великую Степь, ее народ не может оставаться безнаказанным. И он мстил особо ретивым, неугомонным, злобным…

Oднажды хан Абылай одержал сокрушительную победу над калмыками и вернулся с большой добычей из похода в родные края. В тени одной из приозерных скал Абылай решил разделить все добытые в сражении трофеи между участниками победного похода. Всем всего досталось сполна. Осталось решить лишь одно -кому отдать плененную юную красавицу калмычку?

Слишком многие из воинов хотели видеть ее своей женой. Но калмычка на каждое предложение отвечала категоричным отказом. Затянувшийся спор между воинами, претендующими на руку и сердце красавицы -калмычки, озадачил хана Абылая. Чтобы ненароком не обидеть кого-либо из своих доблестных воинов и не неволить в выборе красавицу-калмычку, он предложил ей самой определить достойного.

Красавица-калмычка прислушалась к мудрому совету хана Абылая. Но разрешить спор между разгоряченными джигитами решила по-своему. Она взобралась на вершину скалы, у подножия которой расположились воины, укрепила свой белый платок на ее вершине и сказала:

— Стреляйте, джигиты! Чья стрела долетит до вершины горы, за того я выйду замуж!.. Долго соревновались джигиты, много стрел выпустили из своих луков, но ни одна из них не долетела до вершины скалы, не говоря уже о том, чтобы коснуться своим острым жалом вывешенного белого платка…

Разгневался хан Абылай и на своих неумелых воинов и на упрямую калмычку и приказал ей спуститься с вершины каменной скалы… Но ослушалась грозного хана Абылая красавица-калмычка, поступила вопреки его воле. Она прекрасно понимала, что только на вершине горного утеса она вольна и свободна. Если же вновь спустится в ставку разгневанного, жестокосердечного хана, то лишится последнего, что у нее сейчас есть. В лучшем случае может стать наложницей или женой нелюбимого человека. Ни то, ни другое было ей не по душе. Поэтому она решилась на последний, отчаянный шаг в ее юной жизни — бросилась с вершины горного утеса в воды Голубого залива озера Аулиеколь (Боровое)…

Так погибла юная красавица-калмычка, бросив вызов ханской воле и всем желающим видеть ее своей женой. Девичья честь, достоинство, гордость оказались для нее превыше всего, и она не поступилась ими.

Вполне возможно, что со временем стерлись бы из людской памяти воспоминания о непокорной, своенравной, свободолюбивой красавице-калмычке, если бы не случилось непредвиденного: на месте ее падения на озерной глади Голубого залива появился жумбактас -скала — загадка, или как ее еще очень часто называют, — Сфинкс.

Каждый при взгляде на скалу видит нечто свое. Чаще всего она является взору то усталой, задумчивой старушкой, то молодой, целеустремленной девушкой… Некоторые же связывают облик этой скалы ни с молодой или старой женщиной, а считают ее символом метущейся, беспокойной женской души. И это, если следовать легенде, ближе к сути поступка гордой калмычки, ближе к реальности, к правде жизни. Впрочем, это только догадка, а не утверждение… Если со стороны озера всмотреться на ухо «Слона», вы увидите стоящую во весь рост девушку, держащую в руке платок.

Батрак-пастух Касым

2. Давным-давно это было. Жил-был у озера Борового зажиточный бай. Всего у него было сполна. Но превыше всех своих богатств он ценил свою единственную дочь-красавицу. Любил ее, выполняя каждое ее желание. Вопреки существующим обычаям и традициям, он отказывался выдавать ее замуж, какой бы калым ему за нее не предлагали. Желая только счастья единственной дочери, он разрешил ей выбрать в мужья того, кто был всего ближе ее душе и сердцу.

— Моим мужем будет наш батрак-пастух Касым, -заявила она отцу. — Что ты говоришь? — возмутился бай. — Твоим мужем будет не батрак Касым, а самый сильный, самый смелый, самый ловкий джигит, — сказал он в гневе.

Бай объявил по всем ближним и дальним аулам о своем желании и в назначенный день у скалы собрались лучшие из лучших. Он сказал им: — Мое условие таково: чья стрела долетит до вершины скалы, за того я выдам свою единственную дочь. Кто будет пытаться, но не выполнит того, о чем я сказал, тому я отрублю голову… Попытки джигитов оказались напрасными — ни одна стрела не долетела до вершины скалы, многие сложили свои головы у ее подножия… Тогда дочь опять обратилась к отцу: — Отец, разреши выстрелить из лука Касыму. — Ну, раз ему надоело носить голову на плечах, то пусть стреляет, — благосклонно согласился бай.

Касым выстрелил из лука. Но и его стрела не долетела до вершины каменного утеса. Приближенные бая тут же схватили беднягу, скрутили ему руки и уже были готовы отрубить ему голову. Но девушка остановила их, она вновь стала просить отца: — Отец, — сказала она, — голову Касыма ты всегда успеешь отрубить… Помилосердствуй, позволь Касыму выстрелить еще один раз…

Своенравный бай смирил свою гордыню, уступил желанию любимой дочери. Пока батрак готовил лук и стрелу, девушка забралась на вершину каменного утеса, и чтобы подбодрить своего возлюбленного, запела его любимую песню. Голос у нее был чудесный. Он, как серебряный колокольчик, звенел, разливался над горами, над озерами, над лесами и это придало сил Касыму, стрела долетела до вершины и упала у ног его любимой.

Отпраздновали богатую свадьбу. После свадьбы Касым спросил у жены: — Зачем ты забралась на вершину горы? — Если бы твоя стрела во второй раз не долетела бы до вершины, то отец приказал бы отрубить тебе голову, а мне без тебя не жить, я бы бросилась с вершины и разбилась о камни, — ответила она ему…

Орел-вещун

3. Помимо этих двух широкоизвестных в народе легенд, путешественнику И.Т.Словцову удалось записать древнее предание о скале Окжетпес: …В дальние времена, когда только казахи владели Великой степью, на вершине каменного утеса жил огромный Орел-вещун. Он зорко следил за всем, что происходило в округе. Многим был неугоден этот Орел, он не позволял своенравным и своевольным совершать неблаговидные поступки. Немало было тех, кто пытался подстрелить Орла, но их стрелы не долетали до вершины каменного утеса, где обитала неугодная птица. Находились и те, кто пытался взобраться на вершину утеса, чтобы убить Орла и разорить его гнездо. Но все их многочисленные попытки были тщетны. Спустя годы по степи пронесся слух, что Орел-вещун улетел. Но в памяти народной до сих пор свежо предание о гордой, вольной, вещей птице, которая жила на вершине каменного утеса, до вершины которого не долетит стрела, не всякий путник доберется…

Жекебатыр

4. А вот еще одна малоизвестная легенда об Окжетпесе. До Жекебатыра или позже него, об этом точно сказать никто не может, в одном из мирных аулов Кокшетау родился необыкновенный мальчик. Он был крупным ребенком и с каждым днем он рос все больше и больше. К десяти годам он настолько вытянулся вверх, что стрела, пущенная с земли, долетала только до его груди. Люди стали называть его Окжетпесом, т.е. «Не долетит стрела». Насколько он был высок ростом, настолько же был наделен недюжинной силой. Поскольку не было такой живности, которая могла его выдержать, он приручил слона.

Казахи всегда терпели набеги врагов. Со всех сторон, с жадностью голодных волков, совершали недрги набеги, опустошая аулы. Но каждый раз на пути врага оказывался Окжетпес. И каждый раз враг терпел сокрушительные поражения, а оставшиеся в живых уходили ни с чем. Однажды все враги казахов объединились и решили, во что бы то ни стало разгромить и разграбить аулы. Врагов было несметное число. Окжетпес несколько дней подряд громил и уничтожал неприятельских воинов. Наконец они дрогнули и пустились наутек.

Говорят, батыры бывают простодушными и доверчивыми. Окжетпес решил, что враг больше не посмеет вернуться и поэтому стоит хорошенько отдохнуть и выспаться. Он искупался в водах Аулиеколя, вошел в лес у подножия Кокшетау и залег в тени деревьев. Враг не дремал. Он следил за действиями Окжетпеса, выследил его и напал на беспечного батыра тысячами воинов.

Оставшийся без оружия батыр стал вырывать деревья вокруг и крушить ими врага. (Во время битвы Окжетпесвырвал деревья у соседнего аула и там образовалась поляна. И позже, через много лет, на этой поляне будет отдыхать Абылай-хан и люди назовут лужайку «Поляной Абылай-хана». Но это будет через тысячелетие). Но силы были слишком неравными -безоружный батыр и тысячи врагов, стреляющие по нему из луков, бросающие в него копья и бьющие его секирами, Окжетпес сильно устал. Он понимал, что стоит ему упасть, как на него набросятся, свяжут и будут издеваться. Плен — это позор! Тогда, собрав последние силы, он громогласно крикнул.

— О, Всевышний! Не дай умереть позорной смертью пленника! Преврати меня в камень! Чтобы не отдать врагу своего слона, он приподнял его вверх и превратился в глыбу. Так и застыл он в камне со своим поднятым слоном. И так объясняют наши предки происхождение вершины Окжетпес.

Великан Окжетпеса

5. Кто знает, до Жеке батыра, или после него, но жил на белом свете в том же Бурабае батыр по имени Окжетпес. Родился он в бедной семье, но мальчик с первых дней жизни показал себя смышленым и сильным. Он рос не по часам, и в десять лет стал таким высоким, выше всех, что стрела, которую пускали в небо с земли его свертники, не долетала до его груди. Поэтому его и прозвали Окжетпесом, что значит, в переводе с казахского, «Стрелой не достать».  Так мальчик, а потом юноша, еще при жизни стал личностью легендарной, все им гордились и восхищались. И какого он был роста, такой же огромной обладал силой. Никакое животное, ни кони, ни волы не могли носить на себе его тяжелое железное оружие, не могли нести его самого, Окжетпеса, поэтому он ездил на огромном слоне…

Казахский народ в каждое столетие подвергался нападению внешних врагов. Не было в его истории такого десятилетия, чтобы в Великой Степи были мир и покой. Обязательно какой-нибудь хан, контайши или воевода пытался завоевать эту огромную страну, границы которой раскинулись на несколько тысяч километров вокруг. А северных границ, до самого Северного Полюса, у этой страны, особенно в древности, никогда не было…

Словно голодные волки, стая за стаей обрушивались враги на мирных жителей. И каждый раз батыр Окжетпес сражался с ними на северных границах, и всегда побеждал врагов, прогоняя их прочь. Во время очередного нападения врагов оказалось уж очень много, что даже сосчитать их было невозможно. Оказалось, что многочисленные враги объединились в военный союз против народа Великой Степи, казахов, поэтому их стало так много.

И вот уже много дней сражался с ними великан Окжетпес, но число вражеских воинов не убывало, а только увеличивалось. На месте убитых двоих-троих появлялись четверо-пятеро, словно они вырастали, как отрубленные головы у сказочного дракона. И все же в том сражении великану Окжетпесу удалось прогнать врагов, они побежали от него прочь, с воплями о пощаде. И усталый великан, не спавший несколько дней, а все время рубивший вражеские головы, не стал их преследовать… Зычным криком, от которого содрогнулись небеса, вдогонку послал врагам Окжетпес несколько крепких слов, а сам, видя, что враги бегут без оглядки, решил немного отдохнуть.

Кумисколь

Он присел на берег озера Кумисколь, расстегнул свое вооружение, снял с себя одежду, и с чувством исполненного долга окунулся в серебристые волны. Казахи знали об особенности серебристой воды этого озера, она легко заживляла раны. Поэтому вокруг него после сражения собирались на берегу батыры, купались в лечебной воде, залечивали раны. Понежился в воде Окжетпес, искупался, подняв вокруг себя пятиметровые волны.

После купания решил отдохнуть великан, и прилег среди сочных луговых трав, у подножия горы Кокшетау, среди высоких и стройных сосен. Заснул безмятежно богатырь, спасший родную землю от вражеского нашествия, от усталости забыл об осторожности.

Но коварные враги, уже прекратившие бегство, видя, что их никто не преследует, решили вернуться назад, чтобы снова сразиться с Окжетпесом. Но теперь они пустились на хитрость, не стали идти в бой в открытом сражении, а подослали своих лазутчиков, которые и проследили за всеми поступками великана. Они пошли по огромным следам великана Окжетпеса, и обнаружили, что богатырь безмятежно спит, храпя на всю округу.

И эти хитрые лазутчики не стали сами ничего делать, а послали весть многочисленным воинам о том, что их страшный враг, великан Окжетпес, заснул у подножия горы… И тогда прибежали поспешно к тому месту, где спал богатырь, многочисленные вражеские воины, и напали на него… Они набросили на спящего многочисленные веревки, пытаясь связать его, но тут великан проснулся, и поскольку оружия у него в руках не было, он стал выдергивать из земли сосны и березы вместе с корнями, и этими деревьями стал крушить врагов. Но на этот раз врагов сбежалось так много, что они, несмотря на то, что бесчисленное количество их опять погибло от сосен и берез Окжетпеса, продолжали нападать на него. И тут понял богатырь, что пришел его последний час, потому что устал он очень от этих бесконечных врагов и от этого бесконечного сражения. И запнулся великан Окжетпес об большой камень на дороге, и упал на землю. Тут же, как муравьи на стрекозу в муравейнике, набросились на него враги, и стали веревками вязать его по рукам и ногам. Но не таков был богатырь Окжетпес, чтобы попасть в плен! Закричал Окжетпес во весь свой голос, взывая к небесам: «О, великий бог Неба Тенгри! Не дай врагам восторжествовать надо мной! Преврати меня в камень!»

И небо услышало бесстрашного великана, послушалось его, и превратило в огромную неприступную скалу Окжетпес. Воинственный слон великана, увидев, что хозяин его погиб в сражении с лютыми врагами, пришел к этой скале, лег на ее вершину и тоже превратился в камень.

Так рассказывают наши предки о возникновении скалы Окжетпес, «стрелой не достать», и большого камня на ее вершине, очень похожего на огромного боевого слона.

Древние мифы, легенды Казахстана, народный эпос, эпос батырыКазахские легендылегенды Бурабая

Добавить комментарий

7 страниц в рубрике Легенды про Боровое -
Рекомендуется для вас
Танцующие березы - уникальная березовая роща
Танцующие березы

Танцующие березы - уникальная березовая роща Танцующие березы - уникальная березовая роща, остатки которой еще...