Щучинск

ШТРАФОВАТЬ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ ЗА НЕВАКЦИНИРОВАННЫХ СОТРУДНИКОВ НЕЗАКОННО

Генеральная прокуратура РК заявила, что постановления санврачей не являются нормативным правовым актом и не относятся к законодательству

Генеральная прокуратура РК заявила, что постановления санврачей не являются нормативным правовым актом и не относятся к законодательству

Генеральная прокуратура РК заявила, что постановления санврачей не являются нормативным правовым актом и не относятся к законодательству, поэтому санврачи не могут наказывать бизнесменов за отсутствие вакцинации у сотрудников

Генеральная прокуратура РК заявила, что постановления санврачей не являются нормативным правовым актом и не относятся к законодательству, поэтому санврачи не могут наказывать бизнесменов за отсутствие вакцинации у сотрудников. Ответ главного надзорного органа распространила Национальная палата предпринимателей – сообщает schuchinsk.kz со ссылкой на АТАМЕКЕН

После выхода постановления Главного государственного санитарного врача в сети распространилась информация, что предпринимателей начнут штрафовать за непривитых сотрудников на предприятиях. 

Национальная палата предпринимателей обратилась за разъяснениями в Министерство здравоохранения и Генеральную прокуратуру РК. 

«На сегодня, к сожалению, отсутствует единый алгоритм установления фактов нахождения непривитых на рабочих местах. Непонятно кто и каким образом собирается выявлять эти факты. Более того, ведь есть исключения – на рабочие места допускаются лица, которые переболели Covid-19 в последние 3 месяца, а также лица с медицинским отводом. Открытым остается вопрос отсутствия информационных баз со сведениями о таких лицах. И всё это надо учитывать для  выявлении фактов нахождения непривитых на предприятиях», –  пояснил и.о. заместителя председателя правления НПП РК «Атамекен» Ербол Устемиров.

НПП «Атамекен» готова проработать этот вопрос с министерством здравоохранения. Наша задача – не допускать нарушений в отношении добросовестных предпринимателей, не допускать злоупотреблений со стороны проверяющих и мониторинговых групп. 

Сегодня «Атамекен» получил официальный ответ Генеральной прокуратуры. 

Упомянутые 425 и 462 статьи Кодекса об административных правонарушениях не предусматривают привлечение к ответственности за невакцинированных сотрудников.

«Согласно ч.3 ст.462 КоАП к ответственности субъект может быть привлечен за невыполнение выданных ему на законных основаниях актов работников санитарно-эпидемиологического контроля. Акты СЭК могут быть выданы в случае проведения ими проверок. В соответствии с п.3. ст.143. Предпринимательского кодекса проверке и профконтролю и надзору с посещением субъекта (объекта) контроля и надзора подлежат только требования, установленные в проверочных листах… Проверочные листы в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения такого требования, как наличие прививок, не содержат», – сказано в официальном письме ведомства. 

Таким образом, правовых оснований для проведения проф.контроля с посещением либо проверок по фактам отсутствия вакцинации работников нет, –  сообщил и.о. заместителя председателя правления НПП РК «Атамекен» Ербол Устемиров.

Также нет оснований для наложения административных взысканий по ст.425 КоАП, так как постановление Главного государственного санитарного врача не является нормативным правовым актом и не относится к законодательству.  «Это подтвердили НПП в Генеральной прокуратуре», – сказал Ербол Устемиров.

Что касается мониторинговых групп, то они вправе проверять только по 5-и критериям (1. режима работы; 2. требования на ограничение проведения семейных, памятных мероприятий (банкетов, свадеб, юбилеев, поминок) и иных мероприятий с массовым скоплением людей; 3. социального дистанцирования; 4.масочного режима; 5. превышение лимита численности посетителей). 

«Вакцинация работников в перечень вопросов, подлежащих проверке членами мониторинговых групп, не входит. И проведение рейдов по вакцинации со стороны мониторинговых групп также не соответствует законодательству», – отметил Ербол Устемиров.

Более того, отсутствие единых подходов (алгоритма) установления фактов нахождения невакцинированных на рабочих местах могут создать коррупционные риски, добавил зампред НПП. 

Если вы столкнулись с фактом незаконной проверки, вам грозят штрафами за наличие на предприятиях непривитых сотрудников (которые имеют антитела или медицинский отвод) незамедлительно обратитесь в региональную палату предпринимателей или органы прокуратуры.

Напомним, что в Казахстане работников сферы услуг, а также сотрудников крупных коллективов численностью более 20 человек обязали получить первый компонент вакцины до 15 июля, а второй компонент – до 15 августа. 

После заявления «Атамекена», что предприниматели не успеют вакцинировать трудовые коллективы, сроки были сдвинуты до 10 августа для первого компонента и 1 сентября для второго.  

Накануне министерство здравоохранения РК выступило с заявлением, что на работодателей, которые будут допускать непривитых работников на предприятия начнут штрафовать.

ГЕНЕРАЛЬНАЯ
ПРОКУРАТУРА
РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

010000, город Нур-Султан, проспект Мəңгілік Ел, 14
тел.: 8 (7172) 71 28 68, факс: 8 (7172) 30 18 65
www.prokuror.gov.kz

И.о. заместителя
Председателя Правления
НПП «Атамекен»
УстемировуЕ.Л.
На Ваше письмо относительно регистрации проверок и привлечения к
ответственности предпринимателей за отсутствие у их работников вакцинации от
коронавирусной инфекции сообщаем следующее.
Согласно ст.39 Конституции права и свободы человека и гражданина могут
быть ограничены только законами и лишь в той мере, в какой это необходимо в
целях защиты конституционного строя, охраны общественного порядка, прав и
свобод человека, здоровья и нравственности населения.
В соответствии с пп.18) п.1 ст.77 Кодекса о здоровье народа и системе
здравоохранения (далее – Кодекс) граждане имеют право на дачу информированного
согласия или отказа на лечение и проведение других медицинских вмешательств, в
том числе профилактических прививок.
Кодекс подразделяет профилактические прививки на обязательные и
добровольные (п.2 ст.85).
Обязательные профилактические прививки – это плановые
профилактические прививки и прививки по эпидемиологическим показаниям.
Физические лица, постоянно находящиеся на территории страны, обязаны
получать обязательные профилактические прививки против инфекционных и
паразитарных заболеваний.
Перечень заболеваний, против которых проводятся обязательные
профилактические прививки в рамках ГОБМП (далее – Перечень), порядок, сроки их
проведения и группы населения, подлежащие профилактическим прививкам,
определяются Правительством (№612 от 24.09.2021г.; далее – Постановление).
Коронавирусная инфекция включена в Перечень.
Профилактическим прививкам по эпидемиологическим показаниям согласно
перечню подлежат физические лица, не имеющие медицинских
противопоказаний.
Таким образом, Кодекс допускает добровольное согласие на прививки (пп.18)
п.1 ст.77) и обязательную вакцинацию по эпидпоказаниям (ст.85).
Согласно Постановлению (п.1 Приложения 1) обязательные профилактические
прививки проводятся после получения информированного согласия
прививаемого лица на проведение вакцинации.
ИС «Қадағалау» 20171213
Согласно ч.3 ст.462 Кодекса об административных правонарушениях (далее –
КоАП) физические лица, субъекты бизнеса и некоммерческие организации могут
быть привлечены к ответственности за невыполнение или ненадлежащее
выполнение законных требований или предписаний, представлений,
постановлений, выданных органами государственного контроля и надзора в
пределах их компетенции.
Из вышеизложенного следует, что к ответственности субъект может быть
привлечен за невыполнение выданных ему на законных основаниях актов
работников санитарно-эпидемиологического контроля (далее – СЭК).
Акты СЭК могут быть выданы в случае проведения ими проверок (п.2 ст.38
Кодекса).
В соответствии с п.3 ст.143 Предпринимательского кодекса проверке и
профилактическому контролю и надзору с посещением субъекта (объекта) контроля и
надзора подлежат только требования, установленные в проверочных листах.
Проверочный лист включает в себя перечень требований, предъявляемых к
деятельности субъектов (объектов) контроля и надзора, несоблюдение которых
влечет за собой угрозу жизни и здоровью человека, окружающей среде, законным
интересам физических и юридических лиц, государства.
В свою очередь, проверочные листы в сфере санитарноэпидемиологического благополучия населения (утверждены совместным приказом
министров здравоохранения №463 от 27.06.2017г. и национальной экономики №285 от
20.07.2017г. «Об утверждении критериев оценки степени риска и проверочных листов в сфере
санитарно-эпидемиологического благополучия населения») такого требования, как
наличие прививок, не содержат.
В этой связи проверки по указанному вопросу не могут быть назначены,
зарегистрированы в органах по правовой статистике и специальным учетам, а
работодатели не подлежат привлечению к ответственности по ч.3 ст.462 КоАП.
Также нет оснований для наложения административных взысканий по ст.425
(нарушение требований законодательства в области санитарно-эпидемиологического
благополучия населения) КоАП, так как постановление главного государственного
санитарного врача не является нормативным правовым актом и не относится к
законодательству.
И.о. начальника
Службы по защите
общественных интересов Р. Смагулов

Exit mobile version